Почему мы продолжаем жить после смерти – столь странно звучащее название доклада объясняется тем, что для большинства людей не бесспорно, что жизнь продолжается после смерти. Есть и такие, кто в это верит, однако их представления об этом крайне различны и при ближайшем рассмотрении становится ясно, что зачастую это скорее надежда, чем осознанная убеждённость. Другие же, желая показать, сколь бесстрашно они относятся к тому, что срок их земного бытия ограничен, напротив, заявляют, что со смертью всё заканчивается. И наконец, между этими двумя позициями большое число тех, кто из боязни поверить в нечто, что ещё не окончательно доказано, считают смерть непознанной тайной, чьей непостижимой неизбежности нужно покориться.
Но мы не должны оставаться в этом неведении! Истина от нас близка и осязаема – но лишь в том случае, если мы не закрываемся от неё!
Усилия танатологии
В последние годы смерть была в определённой степени «заново открыта». Специальная наука – танатология (от греч. «thanatos» – смерть) – изучает процессы, связанные со смертью. Среди многих исследователей, использующих в этой сфере чисто научные методы, следует в первую очередь назвать американского д-ра Раймонда Моуди (Raymond Moody), чья книга «Жизнь после смерти» стала бестселлером. Это как раз указывает на то, что люди ищут ответ на данный вопрос. Но насколько книги на эту тему, вышедшие в большом количестве в свет за последние годы, дают такой ответ?
Д-р Моуди, подобно другим исследователям, собрал показания умирающих. Среди них было много и таких, для кого уже наступила клиническая смерть, но их всё-таки удалось вернуть к жизни. Интерес здесь, однако, вызывал не конкретный медицинский случай, а поразительное сходство в рассказах о том, что пришлось пережить этим людям, когда они находились между жизнью и смертью. Это были люди с различным уровнем образования и различного социального положения, живущие как в сельской местности, так и в городах, представляющие не только разные народы, но даже и разные культуры. Они исповедовали разные религии, у них были неодинаковые заболевания или травмы, различна была и оказанная им медицинская помощь. И тем не менее, находясь на грани смерти, они проделали почти один и тот же путь. Все они вначале оказывались в совершенно незнакомом состоянии, которое д-р Моуди называет «растелесностью». Опрошенные находились вне своего тела. Они видели себя или, лучше сказать, своё тело, с которым они уже не отождествляли себя, лежащим на постели или на месте происшествия, видели всё, что предпринимали стоявшие вокруг, и слышали их слова. У тех, кто – согласно Моуди – «глубже погружался в царство смерти», было чувство, что их протаскивают через тёмный и узкий туннель. Потом они видели яркий, но не слепящий свет, ощущали близость любящего существа и как бы охватывали взором всю свою жизнь. Их понятие времени и их знание изменились, расширились, им казалось, что они стали лучше понимать истинные взаимосвязи.
…